Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Та‘зиб

Предыдущий термин

Такбиль

Следующий термин

Та‘зия (араб. تعزية  — утешение, выражение соболезнования) — выражение соболезнования кому-либо в связи с кончиной близкого человека, родственника.

По единогласному мнению ученых-богословов, та‘зия относится к категории желательных действий (сунна), что подтверждается изречениями пророка Мухаммада.

Когда следует совершать та‘зию?

По мнению большинства ученых-богословов, более предпочтительно делать это после погребения скончавшегося ввиду того, что до этого времени родственники, как правило, бывают заняты подготовкой к погребению.   

По мнению ученых-шафиитов, та‘зия разрешается и до погребения, если в этом возникнет необходимость, например, если родственников скончавшегося охватит сильное чувство печали и горести по случаю его смерти.

Разрешается ли близким людям скончавшегося собираться в каком-либо месте по случаю его смерти?

По мнению большинства ученых-богословов, нежелательно (макрух) собираться родственникам скончавшегося, например, в его доме по случаю его смерти с целью приема людей, желающих выразить свои соболезнования. По их мнению, подобное не рекомендуется в связи с тем, что такое действие способно лишь усилить чувство горести и печали.        

Что представляет собой та‘зия?

1. Побуждение родственников к проявлению стойкости и терпения.

2.  Напоминание им о вознаграждении Всевышнего и Его милости.

3. Молитва за скончавшегося и испрашивание за него прощения у Всевышнего[1].

[instagramline]

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Та‘зия // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 12. С. 287-290. 

Аят дня

Хадис дня

2:0

[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic