
Та‘зия (араб. تعزية — утешение, выражение соболезнования) — выражение соболезнования кому-либо в связи с кончиной близкого человека, родственника.
По единогласному мнению ученых-богословов, та‘зия относится к категории желательных действий (сунна), что подтверждается изречениями пророка Мухаммада.
Когда следует совершать та‘зию?
По мнению большинства ученых-богословов, более предпочтительно делать это после погребения скончавшегося ввиду того, что до этого времени родственники, как правило, бывают заняты подготовкой к погребению.
По мнению ученых-шафиитов, та‘зия разрешается и до погребения, если в этом возникнет необходимость, например, если родственников скончавшегося охватит сильное чувство печали и горести по случаю его смерти.
Разрешается ли близким людям скончавшегося собираться в каком-либо месте по случаю его смерти?
По мнению большинства ученых-богословов, нежелательно (макрух) собираться родственникам скончавшегося, например, в его доме по случаю его смерти с целью приема людей, желающих выразить свои соболезнования. По их мнению, подобное не рекомендуется в связи с тем, что такое действие способно лишь усилить чувство горести и печали.
Что представляет собой та‘зия?
1. Побуждение родственников к проявлению стойкости и терпения.
2. Напоминание им о вознаграждении Всевышнего и Его милости.
3. Молитва за скончавшегося и испрашивание за него прощения у Всевышнего[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Та‘зия // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 12. С. 287-290.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза