
Тазвидж (араб. تزويج — женить или выдавать замуж) — заключение брачного договора, согласно которому его стороны становятся супругами и дозволенными (халяль) друг для друга.
В зависимости от типа темперамента и характера конкретного человека, наличия у него материальных возможностей, а также его духовно-моральной готовности к супружеской жизни, тазвидж может относиться к разным категориям действий.
В каких случаях это обязательно (ваджиб)?
В отношении человека, который, например, в силу своего темперамента и особенностей характера рискует впасть в прелюбодеяние. Такому человеку следует вступить в брак при наличии у него материальных возможностей для содержания семьи, а также духовно-моральной готовности к совместной супружеской жизни. Если такой человек не будет иметь этих возможностей, то ему следует поститься.
В каких случаях это желательно (мустахаб)?
В отношении человека, который в силу своего умеренного типа темперамента и характера не рискует впасть в прелюбодеяние. Также при условии наличия у него материальных возможностей для содержания семьи, а также духовно-моральной готовности к совместной супружеской жизни.
В каких случаях это запрещено (харам)?
В случае отсутствия у конкретного человека необходимых материальных возможностей для содержания семьи и духовно-моральной готовности к совместной супружеской жизни.
В каких случаях это нежелательно (макрух)?
В случае наличия опасений у конкретного человека, что не сможет содержать будущую супругу и выполнять все свои обязательства перед ней.
По мнению большинства ученых-богословов, взрослый и благоразумный парень или мужчина имеет право самостоятельно вступить в брачные отношения, не нуждаясь для этого в чьем-либо разрешении.
Что касается девушки или женщины, даже если она будет достаточно взрослой и благоразумной, то, по мнению большинства ученых-богословов, она не имеет такого права. По их мнению, она имеет право на это только с разрешения своего отца или опекуна. Исключение может быть лишь в отношении той взрослой женщины, которая раннее уже была замужем, а потом овдовела или стала разведенной[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тазвидж // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 11. С. 251-254.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза