
Вирд (араб. ورد— источник, водопой, часть ночи, предназначенная для молитвы, часть Корана, читаемая молящимися ночью, краткая молитва). В терминологии исламского права слово «вирд» означает «ежедневное чтение определенных видов молитв». Кроме этого, согласно мнению некоторых ученых-богословов, под словом «вирд» подразумевается определенная часть дневного или ночного времени, ежедневно предназначаемая для поклонения Творцу. Следует отметить, что среди мусульман, проживающих на Кавказе, обычно словом «вирд» обозначается краткая молитва, получаемая для ежедневного чтения от духовного наставника. Имеется также другое слово, которое иногда используется в значении «вирд», — «хизб».
Многие ученые-богословы с большим одобрением относились к практике вирдов, совершаемой ежедневно. Поэтому всегда побуждали верующих людей к их совершению. Важность и необходимость практики вирдов может быть подтверждена некоторыми аятами Священного Корана, изречениями пророка Мухаммада, а также изречениями его сподвижников. Однако среди ученых-богословов есть и те, которые высказались о том, что пятикратное совершение обязательных молитв-намазов достаточно для того, чтобы быть в числе людей, много поминающих Творца.
Говоря более подробно о том, какие именно действия подразумевает под собой понятие «вирд», то это: совершение дополнительных молитв-намазов, чтение определенных сур Священного Корана, произнесение определенных молитв-дуа, а также произнесение некоторых видов поминаний Всевышнего (зикр). Следует отметить, что все виды вирдов должны основываться на текстах Священного Корана и Сунны. Однако также не запрещается практиковать вирды, оставленные после себя некоторыми известными духовными наставниками.
Важно отметить, что одно из главных условий, предъявляемых к практике вирдов, – постоянство в их совершении. Дело в том, что одной из целей практики вирдов является духовное самосовершенствование, а также очищение души от разного рода пороков и порицаемых качеств. Достижение этой цели – задача не простая. Поэтому духовная практика вирдов – долгий и продолжительный процесс, который длится всю жизнь. Последнее подтверждается изречением пророка Мухаммада, где имеется указание, что среди всех видов благих деяний лучшими являются те, что совершаются постоянно, даже если их количество мало.
Говоря о временных промежутках, когда следует практиковать вирды, то на этот счет имеются определенные рекомендации. Согласно этим рекомендациям вирды желательно практиковать в определенные временные промежутки, некоторые из них приходятся на дневное время суток, а другие на ночное. Кроме этого, желательно проявлять особое усердие в практике вирдов с наступлением особо значимых, с точки зрения религии, дней. К числу таких дней относится, например, пятница, считающаяся праздничным днем.
В заключение следует сказать, что интенсивность практики вирдов в повседневной жизни может зависеть от рода деятельности человека, наличия свободного времени и т. д. Так, например, интенсивность практики вирдов человека, занимающегося зарабатыванием средств на жизнь, необходимых для содержания семьи, будет такой, которая подходит именно для него. Более того, в некоторых случаях для такого человека не допускается проявлять чрезмерность в вирдах, уделяя им большое количество времени. Поскольку подобное действие может негативно сказаться на размере дохода, необходимого для благополучия его семьи. А вот интенсивность практики вирдов человека, занимающегося, например, изучением богословия и обучением других, будет, кончено же, отличаться от остальных. Также следует сказать, что, согласно некоторым изречениям пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), приобретение богословских знаний приравнивается к поклонению Творцу. Поэтому занятие подобной деятельностью можно считать лучшим вирдом. Это не говоря уже о том, что приобретение богословских знаний и обучение других людей религии является продолжением пророческой миссии[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Вирд // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 43. С. 88–104.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза