Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Текстовая статья

«Я хочу верить, но пока не понимаю...»

Задан один из самых честных и глубоких вопросов, которые может задать молодой разум. На umma.ru имам Шамиль Аляутдинов многократно разбирал именно такие размышления — с уважением, глубиной и без навязывания. Ниже — полный ответ, основанный на материалах этого сайта.

🌱 1. На чем основывать веру? Над чем размышлять?

Действительно, вера не может быть построена на страхе или слепоте — особенно в наше время, когда все подвергается сомнению. Но в Исламе вера не противопоставляется разуму, наоборот, размышление (тафаккур) — один из высших актов поклонения.

📖 На umma.ru сказано:

«Ислам не требует от человека “поверить на слово”. Напротив, Коран постоянно призывает: “Разве вы не разумеете?”»

(Источник)

📌 Вот над чем стоит размышлять (по материалам сайта):

 1. Происхождение мира.

Почему Вселенная упорядочена? Почему в природе точные законы, гармония, расчет?

Это не может быть случайностью. Все говорит о наличии Разума. Это — основа веры в Творца.

 2. Человеческая душа, нравственность, совесть.

Почему мы чувствуем раскаяние, милосердие, любовь? Это не биохимия. Это отражение некой высшей связи с источником добра.

 3. Коран — его структура, язык, влияние на людей, его сохранность.

«Коран — это Слово Бога. Он не может быть написан человеком того времени. Ни один поэт, философ или ученый не смог бы создать ничего подобного».

 4. История пророков.

Существование Авраама, Моисея, Иисуса не может быть выдумкой. Их образы живы во многих религиях. Это — многофакторное свидетельство, а не вымысел одной общины.

Поэтому размышлять не только можно, но и нужно.

Это путь к убеждению, к укреплению веры.

📘 2. Справедливо ли требовать веру спустя 1400 лет?

На umma.ru часто поднимается этот вопрос — и ответ ясен:

Каждому поколению даются свои знамения.

 • Тем, кто жил при Пророке ﷺ, — была живая речь, муъджиза (чудеса).

 • Нам — дано Слово Аллаха (Коран) в его первозданном виде и возможность размышлять.

Шамиль Аляутдинов подчеркивает:

«Если бы Всевышний захотел, чтобы все уверовали, Он бы дал каждому по чуду. Но смысл жизни — сделать свободный выбор на основе знаков, разума и внутреннего голоса».

📌 То есть справедливость заключается в том, что у каждого поколения есть свои пути к вере. У нас, например, — разум, знание, свобода, технические возможности. У них — Божественные знамения, показанные через пророка Мухаммада.

🤲 3. Правильна ли позиция “просто соблюдать и потом разбираться”?

На сайте umma.ru такая позиция не осуждается, а наоборот — одобряется как временный этап.

«Если человек еще не пришел к полной убежденности, но продолжает соблюдать — это уже акт веры. Это мужество. Это уважение к Аллаху (Богу, Господу) и попытка не разорвать связь».

📌 Главное — не останавливаться. Не бояться спрашивать. Искать. Читать. Размышлять.

Даже пророк Ибрахим (Авраам) просил Аллаха (Бога) показать, как Он воскрешает мертвых, чтобы “успокоилось сердце” (см. Св. Коран, 2:260). Господь не осудил, а показал. Это — живой пример.

✅ Итог:

Вопрос по umma.ru

Над чем размышлять? Над происхождением мира, нравственностью, Кораном, историей пророков.

Как основать веру? Через знаки, размышления и осознанное наблюдение.

Справедливо ли это в наш век? Да. У нас свои “знамения” — разум, Коран, наука, технический прогресс, желание к росту.

Правильно ли соблюдать, пока не понял? Да, это определенный этап роста. Главное — продолжать искать, изучать, размышлять, практиковать. Важно прийти к осознанному уровню веры, когда ты веришь не только разумом, но и сердцем.

Вера

Иман

Шамиль Аляутдинов

Ответ

Вопрос

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:0

Или же [происходящее с ними, не определившимися и двуличными по своей сути, возможно, некоторыми из них] можно уподобить следующему: [ночь], с неба льет проливной дождь, кругом кромешная тьма, грохочет гром и сверкает молния. Страшась смерти от раскатов грома или ударов молнии они [стараясь не слышать душераздирающего грохотанья] пальцами затыкают свои уши [надеясь, что тем самым избегут беды, катастрофы]. Но в полной власти Аллаха (Бога, Господа) находятся [не только верующие, а и все без исключения] неверующие (безбожники) [потому, как бы ни затыкали уши, им не уйти от заслуженного. Следует, пока жив, прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу и к предупреждениям, наставлениям, предприняв нечто более эффективное и перспективное, нежели беруши в уши и шоры на глаза]. Молния вот-вот ослепит их. [Столь она ярка в этой темноте!] Всякий раз, как небосклон освещается ее блеском, они начинают двигаться. [Та или иная ослепительная истина, очевидное знамение помогают им на время прозреть.] Но как только возвращается тьма [обстоятельств и суеты], они останавливаются [в своем духовном и личностном росте]. Если бы Аллах (Бог, Господь) пожелал, то лишил бы их и слуха, и зрения [привел в непригодность основные системы навигации движения по жизни, которые нужны не только для того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор]. Воистину, возможности Господа абсолютно ничем не ограничены [а потому не стоит отгораживаться от проблем затыканием ушей и успокаивать себя кратковременными духовными вспышками] (Св. Коран, 2:19, 20).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic