
Хайван (араб. حيوان — животное) — любое живое существо, обладающее способностью чувствовать и самостоятельно двигаться.
Какие виды животных дозволены (халяль) для употребления в пищу?
Таких видов животных достаточно большое количество. Ими являются все те, которые подпадают под главный критерий дозволенности (халяль) — отсутствие клыков либо когтей, используемых животными для нападения, охоты или защиты, а также отсутствие прямого запрета на употребление в пищу конкретного вида животных, например, свинья.
К числу дозволенных относятся, например:
По единогласному мнению ученых-богословов, мясо забитого животного считается дозволенным (халяль) к употреблению в пищу только в том случае, если применяемый метод забоя соответствует определенным требованиям:
Важно отметить, что если применяемый метод убоя не соответствует этим требованиям, то мясо забитого животного, даже если оно будет относиться к категории дозволенных, равносильно мертвечине либо свинине.
Требуется ли выплачивать обязательное пожертвование (закят) с животных?
По единогласному мнению ученых-богословов, требуется выплачивать его только с коров, верблюдов и овец. При условии, что они будут иметься в определенном количестве, вскармливаться посредством поедания корма на пастбище.
Кстати, человек, содержащий у себя какое-либо животное, обязан кормить и поить его, даже если оно перестанет приносить пользу, например, в силу немощности. Кроме этого, владелец животного должен хорошо обращаться с ним, например, не обременяя работой, превышающей его возможности.
Также важно отметить, что если животное причинит какой-либо вред другим, то его владелец должен будет компенсировать это[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хайван // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 18. С. 335-338.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза