
Хуль‘ (араб. خلع — удалять, снимать) — расторжение брака по инициативе супруги взамен выплачиваемой ею определенной материальной компенсации мужу.
По мнению ученых-богословов, хуль‘ относиться к категории дозволенных действий в Исламе, что подтверждается некоторыми аятами Священного Корана и Сунной пророка Мухаммада.
В каких случаях это дозволяется?
Некоторые ученые-богословы высказали мнение, что супругу дозволено получать взамен на хуль‘ определенную материальную компенсацию, размер которой может даже превышать все того, чем он наделил свою супругу за весь период брака. Другие высказались в пользу того, что материальная компенсация в подобном случае не должна превышать всего того, чем супруг наделил супругу в период брака.
Ученые-ханафиты на этот счет высказали мнение, что если причиной для хуль‘ будет супруг, то в этом случае ему крайне нежелательно (макрух тахриман) брать материальную компенсацию с супруги. Если же причиной будет она сама, например, ее строптивость, то брать материальную компенсацию дозволяется только в том количестве, которое по стоимости не будет превышать все того, чем он ранее наделил свою супругу.
По мнению ученых-богословов, хуль‘, в отличие от обычного развода, разрешается в любое время, как во время менструации, так и в чистый период.
После того как между супругами состоится хуль‘, то, как и в случае обычного развода, женщина должна выждать окончание определенного срока (‘идда) прежде, чем вступит в брачные отношения с другим мужчиной[1].
О разводе в Исламе рекомендуем к прочтению раздел «Развод»
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хуль‘ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 19. С. 234-259.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза