
‘Идда (араб. عدة — некоторое число, несколько) — период времени, который должна выждать женщина после развода либо смерти мужа, не выходя замуж за другого человека до его окончания.
По единогласному мнению ученых-богословов, ‘идда является обязательным (ваджиб) предписанием в отношении женщины. Это подтверждается аятами Священного Корана и изречениями пророка Мухаммада.
Важно отметить, что ‘идда предписана исключительно в отношении женщин. Поэтому после развода с супругой или ее смерти мужчина имеет право жениться на другой женщине, не выжидая какого-либо срока.
В чем заключается необходимость в ‘идда?
Главная необходимость заключается в том, чтобы определить возможную беременность у разведенной или овдовевшей женщины, а также для установления отцовства ребенка.
Сколько дней длится ‘идда и когда она завершается?
- по мнению ученых-ханафитов, а также некоторых других, в случае развода и отсутствия беременности периодом ‘идда считаются три (поочередно следующие друг за другом) менструальных цикла. По окончании последнего из них и завершается ‘идда,
- в случае наличия беременности ‘идда завершается сразу после родов,
- в случае полного отсутствия месячных у женщины ‘идда длится три месяца,
- в случае смерти мужа ‘идда длится 4 месяца и 10 дней[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. ‘Идда// Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 29. С. 304–358.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза