
Тахким (араб. تحكيم — арбитраж) — избрание спорящими сторонами третьего человека в качестве судьи, чтобы тот рассудил между ними в каком-либо возникшем спорном вопросе.
Дозволенность тахкима в Исламе подтверждается аятами Священного Корана, изречениями пророка Мухаммада, а также единогласным мнением ученых-богословов.
В каких случаях дозволяется прибегать к тахкиму?
В случаях возникновения между людьми каких-либо частных спорных вопросов, например, финансовых.
В каких случаях тахким не допускается?
В случаях совершения каких-либо видов правонарушений, за совершение которых имеется четкое каноническое предписание в виде определенного строгого наказания и взыскания, например, в случае воровства, убийства и т. д.
В каких случаях тахким будет действительным?
Какие требования предъявляются к человеку, который будет судить между спорящими сторонами?
Основываясь на каких доводах выносится справедливое решение во время разбирательства спорного вопроса?
По мнению некоторых ученых-богословов, решение, вынесенное между спорящими сторонами посредством тахкима, является обязательным к исполнению. Однако все же за каждым из них будет сохранено право обжаловать это решение в высшей инстанции, обратившись в суд[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тахким // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 10. С. 233–247.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о культуре поведения и говорит о молчании во время пятничной проповеди.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза